_______OTLICHNIKI.SU ___
На главную Твоя школа Поиск по фамилии О проекте

____Икебана и натюрморт - это_искусство_

портал для студентов и школьников

 
 
 

   

Искусство икебаны и натюрморта

Икебанаяпонское искусство оформления букета. Слово «икебана» означает «живые цветы». Другое японское слово для того же понятия – kado («путь цветов»). Зарождение искусства икебаны тесно связано с буддизмом в Японии, где уже в VI веке буддийские монахи совершали ритуальные приношения цветов на алтарь.

Натюрморт - в переводе с французского - это мертвая природа, в фотографическом натюрморте отображается не мгновение, а время, длящееся над миром вещей...

 
 

ГАЛЕРЕЯ

Образцы аранжировки

   

 

Аранжировка цветов

Постепенно икебана развилась в отдельную школу, обучение в которой сродни священнодействию. Во время обучения учитель соблюдает полное молчание, а ученики должны полностью сосредоточиться на процессе составления букета, который является своеобразной медитацией. Ученик должен суметь слиться с духом цветов, чтобы полностью выразить себя посредством букета. Основное правило, сопровождающее аранжировку букета, заключается в следующем: кто говорит, тот не знает; кто знает, тот не говорит. Составные части букета образуют собой символы, а их расположение указывает на жизнь и движение. Основные символы икебаны: небо, земля, человек.

В наши дни икебана стала традиционным японским искусством, таким как чайная церемония и каллиграфия. Каждая японка при подготовке к свадьбе должна была обучиться искусству оформления икебаны. В Японии икебана имеет такое же большое значение в дизайне интерьера, как картины, статуэтки и другие произведения искусства. С помощью икебаны создается невидимая, воистину мистическая связь между внутренней частью дома и природой за его пределами.

Икебана – это ассиметричный букет. В его состав входят не только цветы, но и маленькие веточки. Это могут быть ветки абсолютно высохшие, с почками, с окрашенными листочками, с цветами. Также букет могут составлять стебли трав, листья деревьев и растений. Ваза или сосуд – также часть оформления икебаны. Ёмкость может быть низкой и наполненной камушками. Еще один наиважнейший компонент икебаны – пустота.

В отличие от привычных нам букетов цветов, икебана подчиняется законам геометрического построения, где строго выдерживаются правила цветового оформления; икебана имеет свой «ритм». Западный букет – это большое количество цветов, собранных вместе, в котором большее внимание уделяется самим соцветиям и их цветовым комбинациям. Японский букет – это, прежде всего, линейные аспекты оформления, с помощью которых подчеркивается естественная простота природных элементов.

Влечение и отвращение – именно на этих двух понятиях, свойственных каждому человеку, базируется настоящая икебана.

Терминология икебаны:

Иемото (Iemoto) – глава школы икебаны;
Кензан (Kenzan) – металлический держатель с плотной щеткой заостренных игл или гвоздей;
Коми (Komi) – деревянный держатель для цветов, сделанный в форме латинской буквы V;
Мизугива (Mizugiwa) – основание оформления икебаны, её нижняя часть;
Морибана (Moribana) – аранжировка икебаны в низком неглубоком сосуде. Этот стиль был создан в XIX веке и призван воплотить пейзаж в миниатюре;
Нагэире (Nageire) – аранжировка икебаны в высокой вазе, при этом цветы могут касаться её краёв;
Рикка (Rikka) – это формальный стиль составления букета, оформившийся в начале XV века. Оформление икебаны в стиле рикка следует точно определенным традиционным правилам;
Сейка или Сёка (Seika, Shoka) – этот стиль оформления икебаны появился в середине XVIII века, он представляет собой упрощенную рикку;
Cуйбан (Suiban) – плоская ваза без дренажных отверстий;
Хана (Hana) – цветок;
Хасами (Hasami) – специальные ножницы, служащие для обрезания материалов для экибаны;
Хейка (Heika) – оформление икебаны в высокой вазе с узким горлышком;
Чабана (Chabana) - икебана для чайной комнаты, где проводятся чайныецеремонии.

 
 
   
 
 

Ещё образцы аранжировки

   

Развитие новых стилей

К XV веку цветочные композиции распространились и развились настолько, что стали уделом не только императорского двора и знати, но и популярны в народе. Это положило начало закреплению требований к композиции и форме, которые были записаны старейшим Sendensho (1443-1536).

С течением времени икебана стала завсегдатаем фестивалей и выставок. Правила составления композиции были закреплены, а материалы должны были быть объединены совершенно определёнными способами. В этих ранних формах икебаны высокий центральный стебель должен был сопровождаться двумя более короткими, что представляло собой небо, человека и землю. В каждой школе икебаны для них были свои специфические названия, но в 1545 году школа Ikenobo создала стиль rikka, сформулировав семь основных способов расположения стеблей, применяющихся в том или ином виде аранжировки.

В течение периода Момояма (1560-1600) было построено множество замков, которые были украшены композициями в стиле rikka – он считался наиболее подходящим. Вообще период Момояма славился своей вычурной обстановкой, которой противопоставлялась скромность и непритязательность обстановки чайных домиков и проводимых в них церемониях, завоёвывающих всё большую популярность. Этот стиль назывался chabana.

К 1600 году религиозное значение икебаны уменьшилось и цветочные композиции стали выполнять исключительно декоративную функцию. В период Эдо (начало XVII – середина XIX вв.) простота стиля chabana помогла создать стиль nageire. Композиции в этом стиле казались небрежно поставленными или даже вброшенными в корзинку.

 
 
   
 
 

И ещё образцы...

   

В VI в. в буддийских храмах по обеим сторонам алтаря стали появляться необычные букеты. Огромные негнущиеся ветки, гармонирующие с величественной обстановкой храма и названные татебана, или рикка (стоящие цветы), возвышались над узорчатыми бронзовыми сосудами, которые наряду с другими предметами украшения храмов привозили из Китая. Кончики ветвей, а также цветы устремлялись в небо, как бы взывая к богам.

Постепенно букеты рикка стали делать более низкими, и они оставались господствующей формой аранжировки в храмах и дворцах вплоть до конца XII в. Составители рикка стремились к олицетворению в своих произведениях священной горы буддизма Сюмисэн. В связи с этим в качестве основы они стали использовать сосновые ветки. В центре вазы всегда устанавливалась сосна высотою 1,5 м. Кроме сосны брали кедр, кипарис и бамбук. Особое место отводилось белым хризантемам.

В XV в. возникла новая форма аранжировки — сека. В этот период в японских домах появляется токонома (ниша, служащая для украшения помещения, в которой помещается икебана). Сюда стали ставить букеты более простых композиций.

В XVI в. в обиход японцев начали входить чайные церемонии. Это нашло отражение и в икебане. Очередной метод аранжировки — нагэирэ — назвали натуралистическим: согласно его правилам каждый цветок стоит в вазе обособленно, ничто не должно его заслонять. Впрочем, допускается подрезание листьев, стеблей и даже цветов.

В XX в. в Японии получило развитие еще одно, совершенно новое направление аранжировки — морибана, в котором заметно влияние и западной культуры. В отличие от официально-торжественной рикка и натуралистической нагэирэ, предназначенных для исконно национальных домов, морибана подходит и к условиям европейского интерьера, так как особенностью этого стиля является установка букета в низких и плоских вазах. Кроме того, морибана обильнее рикка или нагэирэ: она допускает применение зелени или полевых цветов, позволяющих моделировать определенные природные пейзажи.

В современной икебане используются все части растений: ветки, листья, плоды, корни, стволы деревьев и, конечно, цветы, а также инородный материал, например камни, проволока, сетка, ткань, различные пластмассовые и другие изделия.

Развитие икебаны шло по пути ее демократизации, упрощения как правил и техники расстановки растений в вазах, так и обучения, снимались ограничения в отношении ассортимента используемых в композиции цветов. Менялись первоначальные стили, развивались новые, множились школы и направления, исчисляющиеся сейчас в Японии сотнями. Из них ведущими являются три школы: Икенобо, Охра, Согецу. Правила, установленные одной школой, не всегда признаются мастерами других. Тем не менее, главные каноны искусства, основанные на положениях дзэн-буддизма, являются общими для всех школ.

Во-первых, поскольку доктрина дзэн сосредоточивает внимание на единичном, то в икебане подчеркивается уникальность каждого цветка. «Один цветок лучше, чем сто, передает великолепие цветка», — говорил Ясунари Кавабата. Во-вторых, особое внимание, согласно основам дзэн, должно уделяться фактору динамизма: аранжировка должна отражать развитие во времени, его течение или же связь с определенным временем года. Например, полностью распустившийся цветок или засохшие листья символизируют прошлое, а бутоны — будущее. В-третьих, каждое растение, а соответственно и каждый букет, имеют определенную символику. Например, сосна и роза означают вечную молодость и долгую жизнь, пион и бамбук — процветание и мир, праздничные букеты исключают осенние цветы и т.д.

Икебана многолика и доступна всем. Ею может заниматься каждый человек, во все времена года, используя любой материал, привлекая различное количество растений, расставляя их в любом сосуде или даже без него. В настоящее время икебана широко распространена по всему свету и представляет собою уникальное явление в мире искусства.

 
       

 
 

НА ГЛАВНУЮ | О проекте | Гостевая книга

Copyright © 2009 OTLICHNIKI.SU


Портал для студентов и школьников __

   

 

_____